«Интернет-зависимость у ребенка возникает от недостатка внимания и дефицита эмоциональной поддержки со стороны родителей»
Как часто, находясь в любом общественном месте, будь то автобус, магазин мы наблюдаем такую картину: молодые люди не выпускают из рук мобильные телефоны. Так и хочется поинтересоваться, что Вы там интересное читаете? Или готовитесь к занятиям, а быть может, изучаете иностранный язык, пользуясь услугами Интернета? Однажды набралась духу и спросила. Ответ поразил: «Хочу. Вам то, какое дело».
А дело это не только мое, но и всех родителей у кого есть несовершеннолетние дети и имеет большое значение, т.к. интернет-зависимость — это патологическое пристрастие ребенка к проведению времени за компьютером, интернетом, телефоном. Когда ребенок у монитора, его реальная жизнь замирает. Никаких лишних движений. Никуда ходить не надо, весь мир на кончике пальца: кино, библиотека, концерт, музей, дальние страны, люди.
И это первый звонок-предупреждение родителям, когда нужно сделать выводы. Зависимость у ребенка возникает в первую очередь от недостатка внимания со стороны родителей и сверстников, дефицита эмоциональной поддержки со стороны значимых взрослых, которую ребенок компенсирует при помощи такого вот «друга». Ребенок создает себе новый образ, обзаводится друзьями и живет не реальной, а виртуальной жизнью.
Часто дети «подсаживаются» на компьютер, чтобы не отличаться от сверстников, а также, если у них нет увлечений или хобби, то просиживание за компьютером занимает все свободное время. Они не умеет себя контролировать, ограничивать, «тормозить». Ребенок становится зависимым от мнения окружающих, легко теряющим уверенность в себе, замкнутым, малообщительный, с низкой самооценкой. Отсутствует самостоятельность.
Формированию зависимости могут способствовать такие свойства как: обидчивость, ранимость, тревожность, склонность к депрессии, плохая стрессоустойчивость, неспособность разрешать конфликты, уход от проблем.
Проводя за компом или телефоном более 3-х часов в день, ребенок начинает плохо учиться, не следит за собой и своим внешним видом, набирает (различные степени ожирения из-за неправильного питания) или теряет вес (просто забывает или ленится вовремя покушать), адекватно не контролирует реальное время, часто опаздывает, может прогуливать школу, пропускать занятия. Если в процессе компьютерной игры, у подростка что-то не удается, возникает буря эмоций, что приводит к постепенному расшатыванию психики.
Как же избежать зависимости?
Прежде всего, чтобы не возникала зависимость у подростков от компьютерных игр, от интернета, нужно соблюдать довольно простые, но действенные правила, это прежде всего точно регулировать время нахождения ребенка перед монитором согласно нормам Минздрава:
- 7-10-летние дети могут проводить за компьютером не более 45 мин. в день,
- 11-13-летние – два раза по 45 мин.,
- старшие – три раза по 45 мин.), при этом родители должны контролировать, чем занимается ребенок заходя на страницы интернета.
Огромное влияние имеет личный пример взрослых: если папа все свободное время проводит перед монитором, совсем неудивительно, что и ребенок будет поступать также. Стараться больше времени проводить вместе на природе. Если подросток посещает кружки, занимается в спортивных секциях, у репетиторов, уделять больше времени учебе, то тогда на игры и различные зависимости просто не останется времени.
Как радикальный способ снизить зависимость, можно ограничивать работу за компьютером ребенка при помощи различных программ, которые на это и направлены. Выявив признаки компьютерной зависимости у подростков, родители должны сразу же принимать меры. В лучшем случае отправиться к психологу и с ним составить план действий.
Однако, какими бы ни были причины компьютерной зависимости у ребенка, помочь справиться с ней должно ближайшее окружение. Но самым главным правилом, как справиться с зависимостью, является ее признание. Близкое окружение ребенка должно объяснить, что у него есть проблемы, что он болен и только тогда лечение будет адекватным, а результаты видимыми.
Зависимость (любая: алкогольная, эмоциональная, компьютерная) говорит о том, что у человека нарушены контакты с его ближайшим окружением. Задумайтесь: как вы общаетесь с ребенком, есть ли у вас доступ в его внутренний мир?