Выбираем методы воспитания
Как правильно воспитывать детей? Этот вопрос волнует многих родителей. Первый ответ на него — подобрать подходящий метод. К сожалению, многие родители применяют насильственные (физические и психологические) меры воздействия на ребенка, не понимая, что такое воспитание притупляет все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть.
Каждый раз, когда вам хочется наказать ребёнка, задайте себе вопросы:
- Что мне сейчас важнее: выплеснуть свою злость?
- Заставить ребёнка подчиниться?
- Доказать ему, что я тут главная?
- Заставить его «заплатить» за ошибку?
- Или мне важно НАУЧИТЬ его быть ответственным за свои действия, чтобы он в будущем вел себя по-другому?
Если ваш ответ — последний вариант, то важно помнить:
- Наказания в их привычном виде НЕ ОБУЧАЮТ ребенка.
- Наказания помогают взрослому разрядить свои эмоции, показать власть над ребёнком, заставить сделать, что нужно.
- Наказания обычно не меняют поведение ребенка в будущем.
Наказания – это…
- Действия взрослых после «плохого» поведения ребенка: лишение желаемого, изоляция (угол, комната), игнорирование (молчание), физические воздействия.
- Обычно не имеет логической связи с поступком ребёнка: не убрал в комнате — не получишь сладкого (какая связь?), грубишь маме — не включу мультик (какая связь?), разбил тарелку — получи по попе (какая связь?)
- Часто неожиданны для ребенка. Он не знал о последствиях и не был предупреждён. Либо не понял их или понял по-своему. Поэтому не смог сделать выбор, зная о последствиях.
- Когда взрослый наказывает, он чаще всего ругается, кричит, злится, стыдит ребёнка или применяет физическую силу. Ребенок испытывает страх, обиду, гнев или боль.
На фоне этих эмоций способность понимать, анализировать, делать выводы и обучаться — притупляется. В ситуации стресса обучения не происходит. Результат — ребенок подчиняется из страха, либо сопротивляется и протестует, либо начинается истерика, либо делает «на зло» и т.д.
Выбор применяемых родителями методов воспитания во многом зависит от того, какими методами воспитывали самих родителей, каков уровень их педагогических и психологических знаний, также во многом зависит от того, какие ценности приоритетны для семьи, насколько родители осознают важность процесса воспитания и ту роль, которая на них возложена. Технология семейного воспитания в каждой отдельно взятой семье отличается своими методами. Но все их многообразие сводится к основным методам, которые мы постарались описать.
Метод убеждения.
Это сложный и трудный метод. Пользоваться им надо осторожно, вдумчиво, помнить, что убеждает каждое слово, даже случайно оброненное. Данный метод можно применять в воспитании детей разного возраста и с любым характером. В процессе беседы родитель объясняет и аргументирует то, как надо себя вести в той или иной ситуации, выясняет мотивы поведения малыша. Тон речи родителя при разговоре должен быть спокойным, уверенным твердым. Даже годовалые малыши, которые не могут ответить, внимательно слушают родителя, реагируя на интонацию.
Метод положительного подкрепления.
Подкрепление — это определенные действия родителей, следующие за его действием или поступком. Подкрепление может быть негативным или позитивным (положительным). К отрицательному подкреплению мы относим строгие замечания, наказание, к положительному — похвалу, благодарность, положительное действие со стороны родителя (дать конфету, включить мультики). Метод положительного подкрепления заключается в выражении ребенку позитивных эмоций, вызванных его поступком. Если малыш сделал что-то нужное и хорошее, его всегда надо похвалить, выразить свою признательность, это может быть улыбка, поцелуй, объятия, приятные слова «Ты умница, молодец, правильно делаешь» или другое действие, которые вызывает у малыша приятные ощущения и положительные эмоции.
Метод отрицательного подкрепления основан на выражении ребенку негативного отношения к его действиям. Это может быть укор («Ты сделал очень плохо, ты расстроил этим родителей»), замечание («Это плохой поступок, хорошие дети так не делают»), наказание. Наказание может быть разным. Одним из видов эффективного наказания является тайм-аут, когда малыша оставляют в одиночестве на некоторое время, запрещая что-либо делать и не общаясь с ним. В семьях, где широко применяется наказание тайм-аут, как правило, есть специально отведенное место, где малыша оставляют на некоторое время, это может быть стул, скамеечка, угол, попадая в это место, ребенок понимает, что он сделал плохой поступок и наказан за это. Наказанием также может быть штраф. За плохой поступок можно забирать одну из игрушек малыша, можно запретить просмотр мультиков или фильмов, сократить время игр. Не надо в качестве штрафа использовать действия, которые ребенок должен выполнять с удовольствием. Например, заставлять его читать или писать, убирать комнату, мыть посуду. Это приведет к тому, что ребенок будет воспринимать эти действия, как крайне неприятные и будет избегать выполнения этих процессов. Штрафом может быть лишение сладкого или других вкусностей (но не еды).
Метод «1-2-3». Эффективный метод воспитания в тех ситуация, когда надо немедленно прекратить плохое поведение ребенка. Заключается метод в том, что родитель делает замечание ребенку по поводу его поведения и начинает считать до трех, если по окончанию счета ребенок не прекращает плохо себя вести, следует наказание. Применяется метод с детьми старше двух лет. Считая до трех, и делая промежутки между цифрами по несколько секунд (4-6 сек.), родитель дает ребенку шанс одуматься, изменить свое поведение и выйти из ситуации без наказания. Если малыш не реагирует на замечания взрослого и продолжает хулиганить после счета «3», надо привести в исполнение наказание. Применяя это метод, родителям надо сохранять спокойствие и не терять уверенности в себе, счет должен быть четким, голос уверенным, если малыш поймет, что родитель «на взводе», то может продолжать свои действия, в надежде, что ему удастся добиться своего.
Метод «заезженная пластинка». Нередко в ответ на свои требования, родитель получает массу отговорок и возражений от ребенка, и вступает с ним в полемику, в результате чего не достигает своей цели и лишь теряет время. Например: «Маша одевайся, надо идти в садик», «Я не хочу в садик», «Нет, надо идти в садик, а маме на работу», «А я хочу с тобой остаться дома», «Мне нельзя оставаться дома» и т.д. Объясняя малышу непонятные для него вещи, мама лишь теряет время и начинает выходить из равновесия. Такой разговор можно продолжать до бесконечности. Стоит маме прекратить вступать в объяснения и повторят свои требования, как ребенок начнет выполнять то, что нужно. «Маша одевайся, надо идти в садик», «Я не хочу в садик», «Маша, надо одеться и идти», «А я хочу с тобой остаться дома», «Маша одевайся, мы пойдем в сад», увидев, что мама не идет на поводу и продолжать разговор бесполезно, ребенок начинает одеваться.
И напоследок.
- Требуя чего-либо от ребенка, давайте ему четкие и ясные указания.
- Не возмущайтесь, если ребенок, может быть, чего-то не понял или забыл. Без раздражения, терпеливо разъясните ему суть своих требований еще раз. Ребенок нуждается в повторении.
- Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать все сразу.
- Не предъявляйте ребенку непосильных требований.
- Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.
- Подумайте, чем вы можете помочь ребенку в этой ситуации. Пусть вашим основным методом воспитания будет ненасилие!