Психологическая готовность ребенка к школе
Первый класс — важный и волнительный этап жизни каждого ребенка, на котором резко меняется окружение ребенка, возрастают предъявляемые к нему требования. Вы должны объяснять, отвечать на вопросы, учитывать особенности характера вашего ребенка, и настроить малыша на то, что все будет хорошо. Что он встретит новых, интересных людей, узнает много нового и полезного, и что вы верите в то, что у него все получится. А если вдруг что-то пойдет не так, вы будете рядом и поддержите его.
Подобным образом следует выстраивать психологическую подготовку к школе и тех деток, которые не посещали детский сад. Возможно добавив лишь то, что ребенок идет в школу не навсегда и это не наказание или отлучение от семьи – а увлекательное путешествие в мир знаний, новый, важный этап в его жизни.
Готовность ребенка к обучению в школе состоит из 2 важных компонентов: физический и психологический.
Физическая готовность ребенка к школе. Физическая готовность ребенка к школе включает уровень физического развития, при котором ребенок сможет спокойно выдерживать 4–5 уроков в день. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе состоит из:
Личностная готовность — это принятие новой социальной позиции — статуса школьника. Способность произвольно регулировать поведение, иными словами готовность ребенка подчинять свое поведение требованиям взрослых и множеству правил. Это одно из ключевых отличий школьника от дошкольника.
Волевая готовность. Важно помнить, что к 6-ти годам у ребенка только происходит формирование компонентов волевого действия, однако эти компоненты недостаточно развиты, а цели и задачи, которые ставят ребенку бывают им не всегда осознаны. Именно поэтому родителям важно устанавливать перед ребенком четкие цели, проговаривать и прояснять с ним уровень понимания того, чего от него требуется, тогда у ребенка появится достаточно мотивации и желяния достигать эту цель. Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
Интеллектуальная готовность. Важнейшими показателями уровня интеллектуальной готовности являются хорошо развитые речь, восприятие, память, воображение; наглядно-образное мышление; умение элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, сравнивать предметы, выделять целое и его часть, группировать предметы по определенным признакам; делать простейшие выводы и обобщения. Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.
Социально-психологический компонент — это умение входить в группу и желание общаться со сверстниками. Это важно, для того, чтобы ребенок смог вписаться в школьный коллектив и чувствовал там себя комфортно, и для процесса обучения, ведь в начальной школе довольно широко используется групповая форма работы, поэтому ребенок, у которого не сформированы навыки взаимодействия, может из-за этого начать испытывать трудности как с социализацией, так и с освоением учебного материала.
Мотивационный компонент — это сформированность учебных мотивов. Если ребёнок говорит, что хочет идти в школу, это ещё не значит, что у него сформирована мотивация. Это может быть ожидание новизны (новое место, дети, учитель), приобретение новых покупок, повышение статуса. Это ложная мотивация. «Хочу» должно быть подкреплено сознанием того, что я «могу», «умею» и «делаю». Он должен, пусть еще и не полностью, но осознавать, что, для того, чтобы приготовить урок, ему придется пожертвовать, например, игрой или прогулкой, должен принимать тот факт, что уроки НУЖНО делать.
Чтобы повысить готовность ребенка к обучению в школе, родителям важно обучать детей следующим вещам:
- выполнению школьного режима,
- способности правильно воспринимать ситуации урока,
- осознавать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль,
- своевременно выполнять учебные задания в школе и дома,
- самостоятельной работе без присутствия взрослого,
- выполняя ту или иную задачу быть ориентированным на достижение результата, а не только избегания наказания,
- проявлять активный познавательный интерес к новым видам деятельности, стремясь к личным достижениям.
Не делайте токсичных и обесценивающих замечаний ребенку, если у него не сразу все получается, показывайте ребенку что ошибаются все, даже взрослые и поддерживайте его стремления исправить ошибку. Помните, что только обучение в радостной и психологически комфортной обстановке принесет желаемый результат.
Не игнорируйте ребенка и его проблемы и не лишайте его права голоса. Ребенок всегда при любых обстоятельствах имеет право на то, чтобы объяснить свои действия, сделать выводы и исправить ситуацию.
Старайтесь отмечать даже малейшие достижения своего детей, не воспринимайте их успехи, как должное, а обязательно хвалите. Акцентировать свое внимание и внимание ребенка надо, прежде всего, на достоинствах и достижениях, а потом уже — на недостатках. Растет то, чему мы уделяем внимание. Настраивайте себя и детей на будущие успехи.
Школа для ребенка – достаточно непростая и ответственная часть его жизни. Родительское влияние на эту школьную жизнь – самое сильное, самое действенное. Дети ждут от вас веры и поддержки. Они хотят, чтобы вы видели в них не носителей проблем, а помогали вместе с ними разбираться в возникающих трудностях.