Поговорим с ребенком по душам
Жизнь современных детей все больше похожа на жизнь взрослых, где нужно много думать, трудиться и учиться. В связи с этим у нас, взрослых, не остается времени, а порой и желания для душевных разговоров с ребенком. В психологической практике при беседе с детьми используют различные приемы, которые помогают легче раскрыть внутренний мир ребенка, понять его. При этом ребенку будет интересно и он даже не заметит, что раскрывает свои «тайные мысли». Приведем некоторые из практикуемых подходов к вовлечению ребенка в беседу.
«Волшебная палочка». Ребенка можно спросить, что бы он загадал, если бы у него в руках оказалась волшебная палочка, которая могла бы выполнить три любые желания. При этом важно понять для себя ребенок просит или для других людей, если для других людей, то для близких или для людей вообще.
«Волшебник». Можно предложить ребенку превратиться во всемогущего волшебника, которые сможет все, что захочет: превратить себя и близких в любое существо, оказаться в любом месте, даже самом несуществующим. Поговорите на эту тему с ребенком, подбадривайте его, хвалите. Поведите параллели между словами ребенка и его внутренним миром. Ребенок заколдовал себя и улетел на волшебную планету, где он совсем один? Или может, он наоборот ищет общения?
«Герой». Поговорите с ребенком, на кого он хотел бы походить, когда станет взрослым? Затем поинтересуйтесь, почему. Может быть, он хотел бы быть похож на какого-то своего сверстника? Или на героя кино или мультфильма? Важно понять, что привлекает ребенка в его «героях».
«Сказочный персонаж». Понять отношение ребенка к членам семьи, его восприятие себя, отношений между родителями помогает сказка. Просто предложите ребенку представить, на какой сказочный персонаж похожа его мама или отец и почему. Ответы могут оказаться самыми неожиданными. Здесь важно понять, что ребенок может уже дать социально желательный ответ, в том случае, если спрашивать его будут именно его родители. Попросите помочь других членов семьи или знакомых поговорить с ребенком пока вас нет рядом.
Не критикуйте мысли, высказанные во время беседы ребенком, если вас насторожили ответы, проконсультируйтесь со специалистом.
Кроме беседы с ребенком, лучше понять его психологам помогают проективные рисуночные методики – самая простая из них – «Кактус». Перед ребенком кладут лист белой бумаги формата А4. Ребенка просят нарисовать кактус. Никакие дополнительные требования не выдвигаются. На все вопросы ребенка просто просят нарисовать кактус, так, как он его себе представляет. Ребенка не следует торопить. Когда кактус нарисован нужно пообщаться с ребенком по следующим вопросам:
- Кактус домашний или дикий?
- Можно ли кактус потрогать?
- Ему нравится, когда за ним ухаживают?
- У кактуса есть соседи? Кто они?
- Когда он вырастет, что изменится?
Как и все проективные рисуночные тесты, данная методика основана на непроизвольном отождествлении художника с изображаемым объектом. Поскольку ребенок не понимает, что рассказывает он о себе и своих чувствах, он раскрепощается и дает развернутые открытые ответы – материал взрослым для дальнейшего анализа и размышления. Отвечая на вопросы о «кактусе», по сути, ребенок отвечает вам о себе, своих переживаниях и ощущениях. Определенные особенности рисунка также должны обратить на себя ваше внимание: если в рисунке много темного, присутствует штриховка – это свидетельствует о тревожности ребенка, сильный нажим карандаша – показатель импульсивности, наличие у кактуса иголок – агрессия. Имеет значение расположение кактуса: крупный рисунок в центре – эгоцентризм (является нормой в дошкольном и в младшем школьном возрасте). Больше вас должен насторожить маленький рисунок в углу или в нижней части листа – это показатель зависимости, низкой самооценки ребенка. Если кактус изображен с отростками – это может быть показатель демонстративности поведения. Яркий кактус – оптимизм. Зизгзаги по контуру и внутри – скрытность. Кактус в горшке – стремление к домашней защите. Если ребенок нарисовал вокруг другие растения, это свидетельствует о экстравертивности (общительности и открытости). Ребенок-интроверт нарисует один кактус. Стремление к одиночеству выразится в описании ребенком кактуса как дикорастущего. Для получения правильных результатов ребенок должен находиться в спокойной обстановке, никуда не спешить и с удовольствием заниматься предложенными заданиями или отвечать на ваши вопросы. Попытка провести любое тестирование в ситуации давления исказит его результаты.