Что нужно знать родителям о детском суициде
На сегодняшний день проблема детского и подросткового суицида носит глобальный характер. Во всех странах, включая Россию, из года в год увеличивается количество детей, добровольно ушедших из жизни. По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 3000 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству.
Почему же дети идут на самоубийство? Когда взрослые узнают об истинных причинах, которые толкают детей на суицид, то они не понимают, что в них неразрешимого. Некоторые ситуации вообще не воспринимаются серьезно взрослыми. Однако дети реагируют по-другому: то, что может быть мелочью для взрослого человека, ребенком может восприниматься очень болезненно и серьезно.
Наиболее частыми причинами, которые толкают детей и подростков на самоубийство, являются:
- Ссоры с друзьями, даже по пустякам
- Безответная первая любовь или первая измена любимого человека
- Депрессивное состояние длительного характера
- Постоянные конфликты с родственниками, учителями
- Травля в школе
- Насилие в семье
- Неуверенность в завтрашнем дне
- Отсутствие морально-этических ценностей, потеря смысла жизни
- Низкая самооценка, трудности в самоопределении
- Бедность эмоциональной и интеллектуальной жизни
- Желание привлечь к себе внимание.
Выделяют несколько видов суицида:
- истинный суицид – осознанные действия, направленные на совершение акта самоубийства, лишение себя жизни;
- демонстративный суицид с желанием умереть, не связан. Это скорее способ обратить внимание других на свои проблемы, своеобразный призыв о помощи, шантаж, которые используют слабые люди, не имеющие других способов воздействия;
- скрытый, или непрямой, суицид (косвенное самоубийство) – это завуалированное самоубийство, саморазрушающее поведение, направленное на резкое либо постепенное снижение длительности своей жизни. Это своеобразная игра со смертью (осознанное употребление в больших дозах алкоголя, никотина, сильных наркотиков, занятие экстремальными видами спорта, самоизоляция). Человек отдаёт себе отчёт, что подобное поведение опасно для его жизни, но продолжает вести себя подобным образом.
В большинстве случаев, основной причиной, побуждающей ребенка к самоубийству является желание привлечь внимание к себе, к своей проблеме. Этому способствует недостаточная сформированность у детей концепции смерти. Склонные к суициду дети думают, что смерть имеет начало и конец, поэтому готовы рисковать жизнью, чтобы доказать свою правоту, наказать обидчика или настоять на своем. Как пример, приведем слова восьмилетнего мальчика, которому после попытки покончить с собой задали вопрос о том, что он понимает под словом «умереть». Недолго подумав, он ответил: «Ну, буду висеть и смотреть, как мама плачет. А потом она поймет, что так делать нельзя, и у нас будет все замечательно».
Как же родителям понять, что с их ребенком что-то не так? Нужно просто внимательно присмотреться к его поведению. О том, что ребенок находится в кризисной для него ситуации могут свидетельствовать следующие поведенческие признаки:
- Внезапная замкнутость и отказ от общения, самоизоляция, снижение поведенческой активности.
- Внезапное изменение поведения, когда сдержанный, немногословный, замкнутый человек неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве, которое человек стремиться скрыть под маской веселья и беззаботности.
- Необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома, прогулы в школе.
- Безразличное или негативное отношение к своему внешнему виду, несоблюдение правил гигиены, изменение привычек сна и/или питания.
- Нарушение аппетита. Отсутствие или, наоборот, ненормально повышенный аппетит тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности.
- Безразличные или наоборот неадекватные реакции на ситуации неудач в повседневной жизни.
- Внезапное враждебное поведение, асоциальные поступки, инциденты с правоохранительными органами, участие в беспорядках. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом человека обратить на него внимание, помочь ему.
- Совершение неоправданно рискованных поступков.
- Внезапное снижение школьной успеваемости, активности, потеря интереса к окружающей жизни.
- Противоречивость в отношениях и мыслях, например: одновременно любит и ненавидит родителей, братьев и сестер.
- Написание прощальных записок или записок-завещаний, раздача подарков окружающим. Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи.
- В речи подростка, вы можете замечать следующие обращения:
«Наверное, если бы я чем-то заболел неизлечимым, я был бы только рад!» Такая фраза может говорить о том, что ребенок чем-то недоволен в своей жизни. И ему нужна помощь со стороны, чтобы разобраться, каких именно изменений ему хотелось бы и чего ему не хватает.
«Какой смысл вообще жить? Если всё станет слишком плохо, я всегда знаю, какой из этого выход. Прекратить всё!» Эта фраза звучит почти как твердое решение. Как вариант на самый критический момент. В психологии это называется люком избегания. Суицид – является крайней формой этого люка избегания. И если в речи звучит такое сообщение, важно обратить внимание, что для подростка он актуализировался.
«Если бы можно было бы уснуть и больше не проснуться». Эта фраза не всегда говорит о намерении умереть. Но, она может быть свидетельством того, что что-то отягощает состояние и жизнь ребенка. Есть какие-то вещи, из-за которых он переживает.
«Интересно, а если бы я умер, хоть кто-то бы огорчился? Или всем было бы всё равно?» Эта фраза носит больше манипулятивный характер. И скорее всего, направлена на привлечение внимания. А еще может говорить о том, что ребенок может не чувствовать своей ценности в данный период. Возможно, ему, правда, не хватает любви и тепла, принятия, поддержки. Но, здесь нужно быть осторожным, поскольку, если вы уделите это внимание и любовь в ответ на такое сообщение, есть риск, что это может закрепиться, как модель получения тепла и принятия. Важно ребенку дать знать, что вы услышали его. И что вы дали бы ему то, что нужно. И он может просить об этом прямо.
Что же делать, и чего не делать, если вы заметили, что ребёнку присущи суицидальные тенденции?
1) Сохранять спокойствие и помнить: ваш ребенок нормальный, просто ему трудно и он нуждается в помощи.
2) Поддерживать себя – в лучшем случае обратиться за помощью к специалисту, чтобы найти оптимальные способы решения возникшей проблемы.
3) Начать заново выстраивать контакт с Вашим подростком. Посмотрите на него другими глазами. Как на взрослую личность. Ищите точки прикосновения, в которых вы сможете создать близость.
4) Предложить ему обратиться к профессионалу. Покажите на собственном примере, что это Ок, что это не стыдно, а наоборот делает нас только сильнее. Вместе с ним выбрать специалиста, который подойдет именно ему.
Помните: всегда лучше предотвратить беду, чем исправлять её последствия или сокрушаться о ней!
Берегите друг друга!