Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — 44-ФЗ) является одним из основных законодательных актов, регулирующих сферу госзакупок в России. Он определяет порядок и условия заключения и исполнения контрактов, контроль за государственными закупками, а также установлены требования к участникам этой системы.
По мере развития законодательства в области госзакупок вносятся изменения и дополнения в 44-ФЗ. В настоящий момент наиболее актуальной является девятая часть закона, которая вступила в силу с 1 июля 2021 года. Она вносит ряд изменений в порядок участия в госзакупках, а также уточняет и расширяет определенные положения предыдущих частей закона.
Одним из ключевых изменений, внесенных девятой частью 44-ФЗ, является введение одноэтапной процедуры закупки. Ранее участники госзакупок проходили два этапа — отбор и конкурс. В новой редакции закона отмечается, что в случае, если количество участников предложений включает не менее трех лиц, госзаказчик вправе провести только одно этаповую процедуру закупки. Такой подход позволит упростить процесс закупок и существенно ускорить его проведение.
Кроме того, девятая часть закона вводит ряд новых требований к участникам госзакупок. В частности, введены требования о наличии у участника закупки соответствующей лицензии или разрешительного документа на осуществление определенного вида деятельности. Такое требование позволит повысить уровень профессионализма и квалификации участников госзакупок, что в свою очередь положительно скажется на качестве предоставляемых товаров, работ и услуг.
В целом, девятая часть 44-ФЗ расширяет и уточняет положения, предусмотренные законом, в части условий участия в госзакупках, процедуры закупок и требований к участникам. Разработка и внедрение новых механизмов и инструментов в госзакупках поможет сделать процесс более эффективным и прозрачным, а также укрепит доверия государства и бизнес-сообщества к системе госзакупок в целом.
Общие положения
Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» устанавливает основные принципы и порядок проведения государственных закупок.
Основным целью закона является обеспечение открытости, прозрачности и конкуренции в государственных закупках, а также рациональное использование бюджетных средств.
Контрактная система включает в себя несколько этапов: подготовительный этап, этап размещения заказа, этап заключения контракта и этап исполнения контракта.
Организаторами государственных закупок могут быть различные органы государственной власти, муниципальные органы, государственные и муниципальные учреждения, коммерческие организации, а также автономные учреждения.
Государственные заказчики обязаны размещать информацию о проводимых закупках на специальных электронных площадках и в единой информационной системе в сфере закупок.
Процесс закупок
Процесс закупок охватывает все этапы, начиная от формирования требований заказчика и заключения контракта, и заканчивая контролем исполнения договорных обязательств со стороны поставщика. В процессе закупок участвуют как государственные и муниципальные организации, так и коммерческие предприятия.
Одним из первых этапов процесса закупок является подготовка документации по закупке. Заказчик определяет свои требования к предмету закупки, составляет техническое задание и формирует документацию, содержащую все необходимые условия и требования к поставщикам.
Далее происходит публикация объявления о проведении конкурса или торгов на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок. Поставщики, заинтересованные в участии, могут подать заявку и предложение по цене. После этого проходит процедура оценки предложений и выбор победителя.
Заключение контракта с победителем идет в соответствии с процедурами, установленными в 44‑ФЗ. В контракте прописываются все условия и сроки выполнения работ или поставки товаров. Заказчик осуществляет контроль исполнения договорных обязательств и может применять соответствующие меры ответственности в случае несоблюдения поставщиком условий контракта.
Требования к участникам
В соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» участниками данной системы могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие соответствующую регистрацию и допущенные к участию в закупках. Кроме того, участник должен соответствовать следующим требованиям:
- Наличие регистрации в единой информационной системе в сфере закупок;
- Исполнение требований к опыту и квалификации, установленных заказчиком;
- Отсутствие оснований для отказа в допуске к участию в закупках, таких как наличие задолженности по налогам и сборам, нарушение сроков исполнения контрактов и др.
Также участникам необходимо предоставить заказчику иные необходимые документы, подтверждающие их право на заключение контракта и соответствие требованиям заказчика. Нарушение требований к участникам может стать основанием для отстранения их от участия в закупках и привести к наложению штрафных санкций со стороны заказчика.
Критерии оценки
При проведении процедуры государственного или муниципального заказа в соответствии с 44‑ФЗ устанавливаются определенные критерии оценки предложений участников.
Основными критериями оценки являются цена контракта и качество предлагаемых товаров, работ или услуг.
Для оценки качества товаров, работ или услуг могут использоваться различные показатели, такие как надежность, функциональность, срок службы и другие.
В зависимости от конкретного заказа могут быть установлены дополнительные критерии оценки, такие как опыт работы участника, наличие необходимых лицензий или сертификатов, финансовая устойчивость и т.д.
Критерии оценки и их весовые коэффициенты определяются в документации о закупке и являются обязательными для всех участников.
Проведение прозрачной и объективной оценки предложений является важным условием для обеспечения эффективности государственных и муниципальных закупок.
Обжалование решений
Обжалование решений является важным этапом в процессе осуществления государственных закупок согласно 44‑ФЗ. В случае несогласия с принятым решением заказчика, участники имеют право подать апелляцию и защитить свои интересы.
Процедура обжалования представляет собой специальный механизм, который позволяет рассмотреть жалобу на принятое решение. Для подачи апелляции необходимо внимательно изучить документацию и определить нарушение требований закона.
Подача жалобы должна быть основана на объективных фактах и аргументах, подкрепленных доказательствами. При оформлении апелляции следует строго соблюдать установленные сроки и формулировки. Также необходимо учесть требования, предъявляемые к приложению к жалобе.
Рассмотрение жалобы осуществляется специальными органами, уполномоченными на проведение проверки и принятие решений. Результаты рассмотрения могут повлечь за собой отмену, изменение или подтверждение принятого решения. В случае неудовлетворения жалобы, участник может обратиться в судебные органы.
Ответственность участников
Участники процедуры закупки, осуществляемой в соответствии с 44-ФЗ, несут определенную ответственность за свои действия и решения, принимаемые в рамках данной процедуры.
Заказчик должен ответственно подходить к проведению закупки, следуя требованиям закона. Он обязан быть честным и прозрачным в своих действиях, а также обеспечить равные условия участия для всех потенциальных поставщиков.
Поставщики товаров, работ, услуг также несут ответственность за предоставление достоверной информации о своей компании, а также за качество предлагаемой продукции или услуги. Они обязаны соблюдать требования заявки и условия контракта, заключаемого в случае победы в закупке.
Нарушение закона или договорных обязательств может повлечь за собой различные последствия для участников закупочной процедуры. Вплоть до дисквалификации из конкурса, штрафов или потери репутации на рынке.
В целях повышения ответственности участников закупки, законодательство предусматривает выполнение специальной процедуры контроля и обжалования принятых решений, позволяющую участникам обратиться с жалобой в случае нарушения положений закона и получить возможность на защиту своих прав.