Илья Торосов: С сентября, когда программа была запущена, ею воспользовались более 3,8 тысячи человек, из которых 1000 уже прошли «очистку».
Программа рассчитана на людей с просроченной задолженностью, не превышающей 500 000 рублей и закрытой для исполнительного производства. Процедура бесплатна и проста. Приходите в МФЦ, пишете заявление, предъявляете закрытое исполнительное производство (без активов) и через полгода вы уже не банкрот. Единственный дом не считается активом. Это еще больше упрощает процесс. Заявление можно подать через портал Госуслуг.
Какие преференции предлагает министерство в «зеленых» инвестиционных планах?
Илья Торосов: Мы подготовили классификацию «зеленых» проектов (классификация проектов — прим. «РГ»). Следующий этап — их финансирование.
В мире уже стало распространенным явлением, что инвесторы вкладывают деньги в «зеленые» проекты, потому что они поддерживают экологию. Прибыль при этом может быть не очень высокой. В России такой рынок еще не сформировался и готов предоставить меры поддержки.
Выделять средства на такие проекты в рамках программы поддержки наилучших доступных технологий (НДТ). Кроме того, будут возмещены затраты на верификацию. Чтобы получить «зеленый» сигнал, компаниям необходимо нанять верификатора (аккредитованную организацию, которая выдает такие верификации — прим. «РГ»). В настоящее время верификаторами выступают только АКРА и экспертные РА, но этот список будет расширяться. Мы компенсируем до 1 млн рублей. Для МСП это фактически 100% стоимости услуги. Поэтому этот процесс доступен для МСП.
Мы также рассчитываем на привилегию попасть в тендерный список первого уровня, более выгодные условия, чем у Центрального банка, и даже на снижение или отмену подоходного налога с ваучеров «зеленых» облигаций.
Какие работы считаются «зелеными»?
Илья Торосов: Сорт должен быть максимально приближен к международным стандартам. Есть классификация как чисто «зеленых» проектов, так и тех, которые соответствуют переходному периоду. Например, есть методические рекомендации с очень четкими числовыми характеристиками. Например, в случае совместных проектов2. Вы можете работать в химической промышленности, металлургии и различных областях. Мы можем открыть его и посмотреть, соответствуют ли показатели «зеленому» производству.
Недавно мы одобрили соглашение с Наблюдательным советом ВЭБ.РФ о финансировании строительства новой сцены для Объединенной металлургической компании. По нашей классификации и мировым стандартам этот проект является «зеленым». Это новое производство с новыми технологиями, которые практически не влияют на окружающую среду.
Могут ли «зеленые» инвесторы быть рассчитаны для совместных активов Фондом государственного благосостояния (EIB)?
Илья Торосов: Да, 32 проекта, финансируемых ФНБ, прошли отбор, в том числе и «зеленые» проекты. В том числе связанные с электротранспортом.
Каково будущее электромобилей в России?
Илья Торосов: К 2030 году 10 % автомобилей, производимых в России, должны быть электрическими. Это наша цель. Мы уже подготовили признание развития электротранспорта, меры поддержки включают строительство заводов по производству электромобилей, производство различных элементов, необходимых для выпуска электромобилей, и горное производство.
Мы совместно координируем создание инфраструктуры, то есть строительство быстрых электрозаправок. На одну электрозаправочную станцию мы выделяем до 3,5 млн рублей, что составляет почти 50% стоимости. Около 700-800 тысяч рублей — на электроподключение.
Калининград, Москва, Казань, Нижний Новгород, Крым — мы хотим построить сеть АЗС в качестве пилотного проекта в этом регионе. Чтобы люди могли спокойно перемещаться от заправки к заправке.
Существуют также субсидии для потребителей — скидки до 25% на стоимость электромобиля, который стоит не дороже 2,5 млн рублей.
Кто может претендовать на такие субсидии?
Илья Торосов: От производителя, когда он появится в России. Пока есть пилотный проект с КАМАЗом, и другие автопроизводители рассматривают возможность создания таких производств. Это могут быть локализованные производства иностранных брендов — главное, чтобы электромобили производились в России.
Тем не менее, первоочередной задачей является создание инфраструктуры. Это будет способствовать спросу, и производители будут готовы начать производство. И мы готовы предоставить для этого субсидии.
Существует ли в России «зеленая» ипотека?
Илья Торосов: «Зеленой» ипотеки не существует. То есть в России нет особых условий для экологичной, энергосберегающей ипотеки. Пока мы ориентированы на поддержку обычных ипотечных кредитов. Президент России Владимир Путин объявил о расширении льготной ипотеки, которая также направлена на «зеленые» проекты. Также существует целая программа с Министерством промышленности и торговли по деревянному домостроению. Мы также продолжим ее развивать. В любом случае мы будем прилагать все усилия для того, чтобы в Финляндии и в других странах было больше экологически чистых домов.