ОРИГИНАЛЬНЫЙ АВТОР: Перри Д. Виггинс, CPA, секретарь и руководитель экономического отдела APQC, некоммерческой организации, занимающейся исследованиями и анализом бизнеса, расположенной в Хьюстоне.
Дни ожидания, или DPO, — это показатель среднего периода (в днях), в течение которого все коммерческие счета-фактуры, включая платежи поставщикам и другим компаниям, должны быть оплачены. Для его расчета все счета к оплате делятся на среднюю стоимость проданной продукции в день.
DPO обычно рассчитывается на квартальной или годовой основе и может использоваться для определения того, насколько эффективно организация управляет оттоком денежных средств. Учитывая обстоятельства, этот показатель становится еще более важным в трудные времена, поскольку доступ к ликвидности означает выживание. Однако другой стороной медали являются отношения с поставщиками и другими кредиторами, но этот фактор связан с долгосрочным ростом.
Еще месяц назад казалось невозможным представить себе ситуацию, в которой мы все оказались сегодня. По всему миру закрыты границы и парализованы предприятия. Глубокая экономическая неопределенность довлеет над многими бизнесменами и их сотрудниками, а экономика, по прогнозам многих экспертов, движется прямо к рецессии. Центральные банки пытаются оказать максимальную поддержку бизнесу, стараясь направить ликвидность в экономику и максимально упростить кредитование, но этого может оказаться недостаточно для всех. Неудивительно, что в таких условиях многие люди очень обеспокоены своим денежным потоком.
Техасская исследовательская компания Troubled America в этом месяце проанализировала стоимость DPO (Days Payable on Account), метрики, напрямую связанной с ликвидностью и управлением денежными потоками. Исторические данные из базы данных APQC показывают, что американские компании, входящие в 75 % лучших (то есть наиболее эффективных в нашем случае), имеют медиану DPO = 53 дня. Медианное значение = 40. Таким образом, согласно этой логике, очевидно, что «лучшие При прочих равных условиях.
В целом исследователи отмечают, что, по их данным, период оплаты в США постепенно увеличивается для всех фирм с 2017 года. Любопытно, с чем это связано? Однако в том году средний показатель для верхнего квартала составил всего 46 дней, а для нижнего — 27 дней.
Почему сегодня так важно, чтобы показатель DPO был как можно выше? Действительно, на его конечное значение влияет целый ряд факторов, включая отраслевую специфику, качество отношений с поставщиками, выбранную стратегию и текущие потребности бизнеса. Важность последнего фактора, о котором шла речь выше, явно возросла уже не раз. Более высокие цены по индексу погашения задолженности более благоприятны для покупателей (но менее благоприятны для продавцов). Если у покупателя есть возможность отложить оплату счетов на более длительный срок, это означает, что больше «наличности» может быть направлено в краткосрочные инвестиционные планы. Действительно, для крупных компаний, независимо от того, насколько велика экономика или насколько относительно низка стоимость финансирования, главное, что они делали и продолжают делать, — это обеспечивать себе возможность оплачивать счета позже.
Однако можно представить себе ситуации, когда низкий уровень DPO был бы желателен. Например, многие МСП предпочитают платить раньше, чтобы воспользоваться имеющимися скидками или просто свести к минимуму риск штрафов за просрочку платежа.
Если бы это был обычный апрель, то автор оригинальной статьи, Перри Виггинс, автор отдела экономики APQC, своей обычной рекомендацией рекомендовал бы при прочих равных условиях ориентироваться на медианное значение DPO, которое больше приведенной выше цифры, то есть 40 дней. Однако этот апрель — особенный. Чтобы покрыть операционные расходы и выплатить зарплату сотрудникам, организациям необходимо искать способы увеличить базовую метрику настолько, насколько это возможно.
Это требует детальной проработки. Условия нестандартные, и задержки в оплате больше обычного после определенного момента начинают сказываться на отношениях с поставщиками и кредиторами. Кроме того, страдает и собственный бизнес поставщика. Поставщики сами должны покрывать свои операционные расходы и платить зарплату своим сотрудникам, поэтому они рискуют остаться в проигрыше, когда все будет сказано и сделано. Если подумать, Covid-19 — не первая атака на бизнес по всему миру, и вряд ли она будет последней. Организации с длительным сроком работы.
Предположим, финансовый менеджер организации рассматривает возможность продления срока оплаты счета, подлежащего оплате. Как это сделать? Очевидно, только путем согласования с самими поставщиками, особенно с теми, для которых создана стратегия, взаимовыгодное сотрудничество. Это та ситуация, когда лучше всего быть полностью прозрачным в своих намерениях и платить наличными за наличные. Поставщики ценят возможность участвовать в принятии ключевых решений и охотнее подчиняются.
Во-вторых, предположим, что DPO увеличился. Вполне вероятно, что компания захочет совместить это с сокращением периода «день продажи» (DSO), поскольку это приведет к ускорению денежного потока. Способность увеличить DPO при одновременном сокращении DSO отражает эффективность управления ликвидностью организации, что сегодня не так просто, особенно в крупных секторах экономики, которые по своей природе являются закрытыми. За примерами далеко ходить не надо, например, авиаперевозки, туризм и т. д.
Благоразумные организации принимают меры, чтобы защитить себя и своих сотрудников в трудные времена. Там, где есть больше возможностей для этого, управление DPO в более спокойные времена является возможной стратегией. Однако при этом важно не забывать о гармонии с другой стороной отношений, если только нет шторма. Успешное управление DPO — это, по сути, триумф дипломатии, а потому требует от руководителя финансового сектора хорошо развитых социальных навыков.
Другие материалы от этого автора: