Экзаменационный стресс: советы психолога родителям

Психологическое здоровье

Экзаменов боятся все. Особенно родители, которые испытывают такой сильный страх, который передается детям и вызывает у всех серьезный стресс. Как помочь ребёнку преодолеть сложный период и хорошо подготовиться к сдаче экзаменов? Поддержка родителей – уже как минимум половина успеха.

Подростки часто жалуются, что все разговоры дома и в школе полностью подчинены идее сдачи ЕГЭ. Небольшая тревога и закрепление установки, что экзамен — это страшно, начинается с 1 сентября. В какой-то момент ни о чем, кроме ЕГЭ, никто с ребенком не говорит, а любое отступление от этой темы расценивается как пренебрежение главной целью. Конечно, подростка накрывает эта волна, и он поддается общей тревоге. В какой-то момент обнаруживается, что ребенок живет в «круговороте тревоги».

Первое, что нужно сделать — разомкнуть этот круг. Пусть о ЕГЭ говорят в школе, на подготовительных курсах, у репетиторов, а дома подростку важно дать почувствовать, что родителей интересуют и другие стороны его жизни.

Распространенная ошибка родителей — следить, чтобы ребенок полностью сосредоточился на учебе. Но отвлекаться не просто можно, но и нужно. В период подготовки нужно обязательно отдыхать — прогулки, полноценный сон, спорт. На учебу выделять то время дня, когда ребенок максимально работоспособен, и не ломать его биоритмы. Позволяйте ребенку ходить с друзьями в кино и на прогулки, поощряйте двигательную активность — это возможность переключиться и снизить уровень беспокойства.

Успешность сдачи ЕГЭ зависит от трех факторов: от подготовки по предмету, здоровья и физиологического состояния ребенка и от психологической готовности школьника к экзамену.

За приобретение знаний несет ответственность сам ученик, состояние здоровья не всегда поддается улучшению, а вот психологический настрой зависит от окружения: в школе за него отвечают учителя, а дома — родители. Чем могут помочь родные и близкие?

Поддерживать уверенность в своих силах. Поддерживать ребенка — значит верить в него. Взрослые всегда могут продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Еще они способны научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать». Существуют слова, которые очень хорошо поддерживают детей: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты все знаешь, ты справишься».

Будьте одновременно тверды и добры, не выступайте в роли судьи. Повышайте уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность ошибок. Самое главное — это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

В состоянии тревоги человек перестает действовать разумно, им руководят эмоции. Психологическая противоположность такому состоянию — реализм и здравый смысл. Носителем здравого смысла для ребенка могут стать родители. Общение с подростком должно быть направлено на выполнение достижимых целей.

Ставить четкие, а не абстрактные задачи: не «выучить математику», а проработать конкретную тему. Выяснить, какой способ усвоения знаний наиболее близок ребенку — проговаривать, чертить схемы, конспектировать, воспринимать на слух. Заниматься регулярно, а не время от времени.

Что могут сделать родители, чтобы успокоить ребенка? Во-первых, разговаривать о ЕГЭ, вести диалог, но только не в назидательном тоне и без менторских интонаций; обсудить самые неприятные исходы ЕГЭ и придумать план Б. Во-вторых, важно понимать, как ребенок справляется с другими стрессовыми ситуациями в его жизни. Что ему помогает отвлечься или, наоборот, сконцентрироваться? Спорт, музыка, творчество, поддержка друзей? Все, что угодно, лишь бы это способствовало так называемому ресурсному состоянию ребенка.

Наконец, можно разучить с ним экспресс-приемы повышения эмоциональной устойчивости, которые реально применить даже на экзамене. Они очень быстрые и действительно помогают.

  • Резкий поворот головы направо. Активизирует левополушарные процессы: рассудительность, здравомыслие, холодную логику, которая может очень понадобиться. Занимает несколько секунд.
  • Медленное дыхание. Считаем до 12: на 1-4 долгий вдох, как будто мы собираемся нырнуть, на 5-8 долгий выдох, на 9-12 задерживаем дыхание. Три-четыре раза так подышали, мозг кислородом насытился, переключились — активизировались. Тоже быстрый прием, который не вызовет никакого изумления наблюдателя.
  • Моргание. Чередование быстрого моргания с закрыванием и расслаблением глаз.
  • Переключение внимания на предмет. Выбрать взглядом любой предмет, находящийся в поле зрения. (Допустим, ручка.) Мысленно назвать предмет про себя. (Ручка.) Мысленно назвать 5 свойств этого предмета — любые, какие придут в голову. (Синяя, пластмассовая, прозрачная, легкая, ребристая.) И последнее — зачем этот предмет нужен (Для письма).

Если родители и близкие поддерживают своего сына или дочь на всем протяжении подготовки к ЕГЭ и в период экзаменов, сопереживают ему и готовы разделить с ним как успех, так и неудачу, то предэкзаменационная ситуация и даже неуспех на экзамене никогда не станут для выпускника драмой.